(098) 685-01-06 Киев  (098) 685-01-06 Одесса      
 ОЛИМПИЯ, Центр Активного Отдыха.

Подробнее Подробнее 




Видеоролики с наших программ и не только
Как испортить корпоратив :)
VIP программа по неизведанной Турции.
Вечера на хуторе близь Диканьки КМ
Звезды в сердцах
Крым, Крым, Крым...
Войны эпох
Отношения Заказчик-Исполнитель в виде бытовых сценок
Устами клиентов
Интересные Статьи
Отдых с коллективом - лучший рецепт единства
Ивент проект - маркетинг будущего
Корпоратив за городом: приятное с полезным
Веревочный курс - синоним сплочения коллектива
Инструменты руководителя для усиления своей команды
Что делать, если сотрудник не вписывается в коллектив?
Мотивация и найм персонала: Как владельцу избежать ошибок
Увлекательное дело - ТИМБИЛДИНГ
Как подобрать людей в свою команду. Ошибки владельца.
Идея владельца о создании бизнеса
Ложные идеи о команде или как развалить свое дело
Нематериальное стимулирование персонала
Корпоративное мероприятие - лучшее приключение в жизни или одна сплошная ошибка.
«На таможне»: границы возможностей
Персонал «Мясом наружу» или зачем нужна работа в команде.
Вечерние мысли о командном строительстве
Офисный фольклор: народные прозвища "очеловечивают" начальство.
Корпоративная культура хорошего настроения
Что хотят украинские компании развивать в своих сотрудниках этой зимой?
"Выплывет - не выплывет"
"Движитель процесса"
"Технология создания команды"
"Команда - это ... "
Клаус ФОПЕЛЬ, отрывок из книги.
"Вместе каждый достигает большего!"
"Бизнес-цели: как их достигать?"
Эмоции под контролем
Наша история
Презентации наших программ
Лесной квест
Специальная Корпоративная Программа "Садовники Денег"
Квест "Звезды в сердцах"
Упражнения для Команды
Скульптура конфликта
Круиз
Путаница
ЧП НА ЛУНЕ
Воздушный шар
Летний дождь
Машина с характером
Почти детективная история
Передача ритма
Сложите шерстяное одеяло
Новый порядок
Нестандартное командообразование
Ситуационная ролевая игра "Seaway"
Ситуационная ролевая игра "Чикаго"




Главная » Практикум руководителя » » "Движитель процесса"


Для чего и как проводятся тренинги по формированию команды управления. Когда на их проведение стоит тратить деньги.

Что это такое

Для того чтобы что-то сделать, нам с вами приходится так или иначе общаться с определенным кругом людей и даже вступать с ними, страшно сказать, в деловые отношения. От их (этих отношений) результативности, продуктивности (уж как кому нравится) зависит качество нашей работы. Если у вас по каким-либо причинам личные отношения с кем-то испорчены, повышается вероятность неудачи. Как говорят, возникает блок, или внутренний барьер, затрудняющий работу. Поэтому тренинги по формированию команды — это своеобразная «прочистка каналов» коммуникаций между сотрудниками на эмоциональном уровне, на уровне переживаний.

Когда руководитель вывозит коллектив за город на "веревочный" курс (что это такое - см. ниже. - Ред.) или на обычный тренинг, они попадают в необычную ситуацию, в которой профессиональные навыки не имеют никакого значения. Становятся важными исключительно человеческие качества — взаимовыручка, способность к сопереживанию и т.п.

Кроме того, люди понимают цели, к которым они движутся, осознают значение каждого в коллективе и в результате начинают работать вдохновенно.

«Результатом тренинга по формированию команды будет эмоциональное сплочение участников и развитие их способности принимать окружающих такими, какими они есть.»

Когда они нужны

Тренинг по формированию команды (его иногда называют на английский манер — «тим-билдинг», т.е. «построение команды») есть в обойме любой западной тренинговой компании. Тамошние менеджеры и бизнесмены, в отличие от наших, прекрасно понимают, зачем им «психологические изыски» в работе с персоналом.

«Наши» же пока чаще озабочены более насущными кадровыми проблемами. Для них сейчас важнее компетенция сотрудников, их навыки ведения бизнеса. Потребность в команде возникает лишь тогда, когда люди всему обучены, но им не хватает психологического единства. По сути, тренинг по формированию команды — инструмент повышения эффективности работы компании, когда для нее становятся важны не только индивидуальные качества сотрудников, но и командный дух.

В чём измерить

В каких показателях можно измерить взаимоотношения между сотрудниками, их совместные переживания? Безусловно, это как-то выражается в деньгах, поскольку есть бизнес-процессы, в которых эти люди взаимодействуют. Одним из результатов тренинга по тим-билдингу является формирование у сотрудников преданности компании и влюбленности в свой товар. А люди «идейные» могут убедить кого угодно в исключительности своей продукции и, естественно, приносят больше прибыли. Поэтому, как и любой другой тренинг, тим-билдинг можно оценивать по динамике продаж. Сравниваются результаты деятельности сотрудников, участвовавших в тренинге, на протяжении 2-3 месяцев до тренинга и после него.

Можно просчитать эффективность тренинга по формированию команды по-другому. Например, сотрудник выполнял определенную работу за некоторый промежуток времени. Несложно подсчитать, сколько времени он потратит на этот же объем работы после тренинга.
А некоторые руководители поступают еще проще. Они делают выводы о качестве тренинга даже по настроению, с которым сотрудники после обучения выполняют свои обязанности.

Не стоит забывать и о том, что командный дух — это дополнительный магнит, удерживающий сотрудников в компании. Микроклимат — такая же составляющая компенсационного пакета, как и премиальные, отпуск, страховка и т.п., а порой и более значимая. Преданность компании проистекает из удовольствия, получаемого на работе.

Как у «них»

На Западе немного другая бизнес-культура, там тренинги менее насыщены информацией, заказчики легче тратят на такие тренинги деньги, владельцев компаний и управляющих больше интересует эмоциональный всплеск, они позволяют себе больше «игрушек».

Причем проистекает это не от безалаберности, а от понимания важности этого вопроса.

«Западники» осознают, что мотивация и сплочение сотрудников очень важны в конкурентной среде. Поэтому и проводят тренинги.

Как часто проводить

В любой компании коллектив периодически обновляется, кто-то уходит на другое место, кто-то, наоборот, приходит. Как часто необходимо заново объединять людей? Тренинг по формированию команды закладывает основу и культуру отношений и взаимодействий в коллективе. Поэтому новичку ничего не остается, как принять общие правила и следовать им. Приток «свежей крови» в компанию не влияет на периодичность проведения тренингов по формированию команды.

И прежде чем списать все на отсутствие командного духа, не поленитесь лишний раз проверить, не связано ли это с другими проблемами, например, с плохо отлаженным механизмом взаимодействия между подразделениями и т.п.

«Нужда в повторном сплочении коллектива возникает, когда руководитель чувствует,что обстановка накаляется, и между сотрудниками то и дело вспыхивают конфликты».


«Верёвочный» курс

«Веревочный» курс - специальный нестандартный тренинг по сплочению команды. Веревочным он назван из-за используемого на протяжении всего курса снаряжения (часто альпинистского), в котором так или иначе присутствуют веревки (канаты, тросы и т.п.). Так что сей тренинг гарантирует участникам эмоциональное напряжение и экстрим. Продолжительность тренинга — от 1 до 5 дней. Участники собираются на специально оборудованной площадке в лесу (горах, реже — в спортзале), где им предстоит подвергнуться различным испытаниям: лазать над «пропастью», преодолевать «трясину», переправляться через «горную реку», покорять «вершины».

Главное отличие данного тренинга — динамичность и направленность на достижение цели. Именно экстремальные элементы дают возможность участникам команды почувствовать ответственность за жизнь и безопасность людей, находящихся рядом.

Упражнения «веревочного» курса можно разделить на две основные части: «низкие» упражнения и «высокие» упражнения. «Низкие» упражнения проходят на земле. Эти упражнения представляют собой «несложные» задачи, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника.

Высокие» упражнения проходят на высоте 10-20 метров над землей и выполняются со страховкой (страховку обеспечивают инструкторы). «Высокие» упражнения не являются командными и необязательны для каждого участника — их выполняют только желающие. Это личный вызов, «перчатка», брошенная каждому участнику персонально. При этом «высокие» упражнения являются логическим продолжением «низких». К концу тренинга из группы людей, приехавших на площадку, возможно, будет сформирована единая команда.

Важно помнить

Команда распадается, когда исчезают общие цели и интересы, поддержка друг друга, теряется стремление к закреплению успеха, когда индивидуальность и способность каждого для достижения общего перестают замечать.


 Опыт заказчика

Евгений СТАРКОВ (38), директор компании «Новая канцелярия»

— Когда вы в последний раз заказывали тренинг?

— Несколько лет назад мы сотрудничали с одной из самых солидных в то время тренинговых компаний. Она провела для нас серию тренингов, которые тематически следовали друг за другом. Мы обучили сотрудников почти всех подразделений. Для того чтобы отшлифовать структуру компании, отладить взаимодействие между подразделениями и закрепить навыки продаж, ведения переговоров, нам понадобилось несколько лет.

— Результатом вы остались довольны?

— Успех компании в тот период был очевиден, но я не совсем уверен, что это являлось исключительно следствием обучения сотрудников. В какой-то мере возможно... Но, к чести тренинговой компании, могу сказать, что услуга ими была предоставлена качественно.

— Многие тренинговые компании утверждают, что результатом тренинга непременно будет возросшая прибыль. Вы разделяете их точку зрения?

— Я считаю, что отнюдь не каждая компания имеет право заявлять, что она гарантирует какой-либо существенный результат. Результат вообще дает любое обучение. Самостоятельно прочитайте пару страниц — тоже получите определенный результат. А если книгу — еще лучше. Так и любой тренинг — какой-либо результат даст. Но немногие компании могут похвастаться, что их обучение способствовало значительному росту прибыли компании.

— Некоторые руководители считают, что психологические тренинги, к которым относится и тренинг по формированию команды, — баловство, и предпочитают платить деньги за что-то более наглядное и прикладное.

— Тут ведь речь не о тренингах, а об отношении руководителя к коллективу, к командному духу как к составляющей успеха. Если человек считает, что отношения в коллективе не влияют на бизнес, то, конечно, ему и тренинг не нужен. То же справедливо и для тех, кто считает, что климат в компании, безусловно, важен, но у них-то все в порядке. Я же придерживаюсь принципа — кадры решают все, но при этом не каждый по отдельности, а в совокупности. По-моему, устремленность коллектива к общей цели на 30% увеличивает шансы компании на успех. Хотя во многих компанияхнаверняка общая цель присутствует, но одно дело, когда каждый бредет к ней по-своему, и другое - когда люди следуют к ней в едином порыве.

— Как по-вашему, неужели руководитель не может сам объединить коллектив и поддерживать командный дух у своих подчиненных?

— Знаете, каждый раз, когда я прохожу тренинг, думаю: «Чего тебе не хватило, чтобы сделать то же самое и не платить тысячи долларов?». Можно же собрать людей в выходной день, обсудить проблемы, найти пути их решения, разработать планы на будущее. Ведь именно это сплачивает коллектив. А потом понимаю, что теоретически можно, но на практике это вряд ли бы вышло. Потому что для этого нужны хоть какая-нибудь методология, время на подготовку и обдумывание, которого вечно не хватает.

И главное — люди настолько привыкают и к друг другу, и к руководителю, что перестают слышать своих коллег. А на тренинге их вырывают из привычной среды и проблем. Вместо привычного всем начальника там распоряжается посторонний человек, который замечает то, что для большинства обыденно. Благодаря этому люди ведут себя более открыто и заинтересованно.

«Когда я чувствую, что компания «созрела» для нового витка в бизнесе, заказываю тренинг.»

по материалам газеты «Бизнес»
 №37 (504), 09.09.2002


      вернуться к списку